female harlequin
Листала жж, и нашла очень интересный пост про состояние потока.

Оригинал взят у hloflo


Непростые годы самокопаний, самоэкспериментов, находок и озарений привели меня к простому выводу: весь смысл земных приключений в том, чтобы найти занятие/дело/процесс, от которого тебя прет, а там все само наладиться.
Все зря, все зря! Оказывается, все давно придумано за нас!

Уф... По порядку. Несколько дней назад мне прислали ссылку на Михая Чиксентмихайи. Это человек, ставший легендой при жизни, ученый, профессор психологии, в прошлом декан факультета Чикагского университета, член различных академий. Известен своими десятилетними исследованиями психологии творчества, изучением феномена счастья, креативности и развития творческих способностей. Автор 20 книг, большинство из которых стали бестселлерами. Создатель теории «потока» (flow).

«Поток», выражаясь по-простому, - состояние, когда занимаешься делом, от которого тебя прет. Оно возникает, когда человек увлечен и захвачен процессом настолько, что забывает себя - растворяется в любимом занятии, выпадает из реальности. Он не думает о том, как он выглядит и что о нем могут подумать окружающие. Не ощущает голода, усталости, дискомфорта. Не чувствует времени.

"Быть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе".

"Это может быть пение в хоре, программирование, танцы, игра в бридж, чтение хорошей книги. Или если вы, как многие люди, любите свою работу, это может происходить, когда вы заняты сложной хирургической операцией или деловой сделкой <...> Я назвал эти исключительные моменты состоянием потока. Люди часто используют метафору потока, течения, чтобы описать ощущение легкости, с которой они выполняли какое-то дело. И эти моменты они считают лучшими в своей жизни. Спортсмены описывают эти моменты как «второе дыхание», религиозные мистики как «экстаз», а художники и музыканты как моменты эстетического восторга. Спортсмены, мистики и художники занимаются разными вещами, когда переживают поток, однако описание их переживаний удивительно схоже".


Чиксентмихайи вывел "формулу" потока.
По его мнению, такое состояние возникает при совпадении нескольких условий:

Первое: Есть вызов - сложная задача, которую человек еще не решал (создать музыкальный шедевр, доказать научную гипотезу, сшить панталоны, приготовить пирог и пр.)
Второе: Есть ресурсы - умения, навыки, способности, таланты - в сфере, в которой стоит задача.
Третье: Есть непреодолимое желание ее решить, но нет ясной модели, опорных схем, инструкций и четкого понимания "как это сделать". Т.е. для решения задачи нужно, максимально задействовав свои ресурсы, сделать все, на что ты способен: превзойти самого себя, изобрести собственный способ решения задачи или приобрести умение нового уровня.
Четвертое: Есть ощущение, что человек делает не нужную/важную/полезную работу, а играет в жутко увлекательную игру, испытывая азарт и драйв.

"Лайнус Полинг - лауреат Нобелевской премии по химии и лауреат Нобелевской премии мира. Ему было 82 года, когда мы его интервьюировали, и он был как семилетний ребенок: очень живой, любопытный, все время прыгал туда-сюда. У него было 5 своих лабораторий, где он занимался исследованиями в Калифорнийском Технологическом институте,
Лайнус Полинг сказал: «Если подумать, то я работал каждый день своей жизни - я работаю в дУше, я работаю, когда я завтракаю, я работаю перед тем, как заснуть, - или можно сказать, что я вообще никогда не работал в жизни. Потому что то, что другие люди называют работой, для меня всегда было игрой: я делал это, потому что мне хотелось этим заниматься...»"


URL записи

Мне кажется, в этом есть какое-то очень весомое рациональное зерно) Что скажете?

@темы: ссылки, хорошие идеи, системы: другое

Комментарии
09.10.2012 в 19:27

Nothing is forever
Состояние потока подходит не для любого вида работы. Если работа связана с необходимостью переключать контексты потока просто не возникнет.

Если же отдаваться на его волю, то можно пропустить срочные дела, что гении и делают регулярно, кстати. Это хорошо, но не всем подходит возможность потерять работу ;)
09.10.2012 в 20:54

female harlequin
А я, честно говоря, вот так и работаю обычно) Хуже скажу, мой любимый автор - Кент Бек)
09.10.2012 в 21:04

Nothing is forever
Если выбранная работа позволяет не обращать внимание на "мелочи", то никакой автофокус не нужен - нужно просто быть "в потоке". Любое упорядочивание ему противоречит.
09.10.2012 в 22:31

Чтобы идеям было легче проникнуть в твою голову, всегда держи крышу немного сдвинутой!
У меня похожая фигня происходит, когда работаю. Азарт, потеря всякого ощущения времени и дискомфорта, эйфория... да, это всё про мою работу)))
09.10.2012 в 22:54

female harlequin
rushills, если б "поток" еще и вызывался по желанию - цены б ему не было) а так приходится выкручиваться))
09.10.2012 в 22:55

Nothing is forever
У меня с этим проблем нет, но я не могу позволить себе не делать "мелочей" у меня слишком много разнообразных дел и подчиненных.
09.10.2012 в 22:58

female harlequin
Ну, честно говоря, я не очень понимаю, о чем речь) Я еще не видела ни одного дела, в котором бы не было мелочей. Будь то, не знаю, мытье посуды или проектирование системы или там картинку нарисовать) везде же они есть, разве нет?
09.10.2012 в 23:03

Nothing is forever
Я о том, что "поток" не предполагает переключений, он весь об одном деле. Я не могу себе позволить делать одно дело, мне нужно переключаться по работе. А это разрушает поток.
09.10.2012 в 23:13

female harlequin
А, тогда у меня это, видимо, несколько по-другому устроено, потому что у меня такое состояние, бывало, по нескольку суток длилось, и волей-неволей на что-то же приходилось отвлекаться, но все это было как бы... внутри потока, то есть он от этого не нарушался.
У меня с этим другая проблема - к такому состоянию привыкаешь и простую рутину делать без него сложно. И важные вещи откладываешь до особого вдохновения, а оно само включаться не хочет.
Научиться бы этой штукой управлять.
09.10.2012 в 23:42

Nothing is forever
Нет, переключение на другие вещи требующие внимания на 100% не могут не прервать поток, это же не чай заварить сходить ;)
09.10.2012 в 23:46

female harlequin
Ну, тут можно было бы устроить разбор детально, что из того, на что я переключалась, не выходя "из потока", требовало 100% внимания, а что не требовало, но я, во-первых, не помню, во-вторых, это и не нужно)) все равно сие есть категория субъективная)
Единственное, что говорит мне в пользу того, что мы с вами просто несколько по-разному устроены, это то, что за несколько суток хоть одно такое дело, наверное, попалось бы. Но утверждать с гарантией не берусь)
09.10.2012 в 23:56

Nothing is forever
все мы по-разному устроены... в разные дни.

Нет, поток - по определению 100% погружение. Если можешь потратить в день не больше 30 минут, ккой уж тут поток...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail